Всё будет. Стамбульские приключения. Дворец Топкапы.
«В давние времена на востоке, гарем хоронили вместе с султаном.
Законы были жестокие, но действенные. Все жили долго.»
Топкапы́ (тур. Topkapı) — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает «пушечные ворота». Также известен как Сераль (фр. Serail от персидского Serai — «большой дом, дворец», перешедшего в тур. saray).
Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м.
В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон».
После того как Мехмед Завоеватель приказал соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец — дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» стал считаться самой старой его частью. При этом первые 50 лет существования Топкапы сохранялась ситуация, когда султанский дворец был фактически лишь рабочей резиденцией султанов. «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса Топкапы.
Только позднее Роксолана (она же Александра, она же Хюррем-султан) — славянская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания.
В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили 25 султанов). В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую резиденцию — дворец Долмабахче. В 1923 году, с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства стал дворец Долмабахче.
Павильоны дворца, дающие ощущение роскоши, в которой жили султаны. Сложные, яркие и красочные мозаики. Красивые витражи. Великолепные сады и прекрасные тюльпаны, захватывающие дух панорамы. Дворец Топкапы в Стамбуле никогда не был разграблен вражескими армиями, все его содержимое, накопленное веками, сохранилось практически нетронутым. Поэтому это музей мирового уровня. Но самое интересное в нем:
— Сокровищница
— Коллекция реликвий
— Коллекция одежды султанов
— Собрание оружия и доспехов
— Коллекция фарфора
— Гарем, где жили наложницы и султанские жены. Эти нежные и слабые женщины были могучей политической силой, которая многократно увеличивала шансы одних шахзаде (наследников-принцев) на султанство или для других сводила их к совершенному нулю.
Весь огромный дворцовый комплекс окружен внешней стеной. Внутри стен – территория 700 000 квадратных метров. Она состоит из четырех основных дворов, внутри которых множество исторических зданий и павильонов. Все это на протяжении веков строилось, перестраивалось, расширялось, изменялось, восстанавливалось после пожаров и землетрясений… Впрочем, такое происходит с любой из королевских резиденций в любой стране.
Итак, окруженный высокими и широкими стенами, комплекс делится между собой на дворы, которые как бы вложены друг в друга. Внутренние дворы тоже обнесены стенами, так что все вместе образует небольшой город – с дворцовыми павильонами, дворами, мечетями, фонтанами, банями, арсеналом, тюрьмой, в нем была школа с общежитиями, которая готовила государственных служащих, солдат …
Считается, что у Дворца Топкапы было 13 ворот, но до наших дней дошли не все они. Из них главные – монументальные ворота «Имперские», покрытые мрамором и украшенные стихами из Корана, некогда они открывались с утренним призывом к молитве и закрывались сразу после вечернего призыва.
Они ведут в окруженный зубчатыми стенами первый двор дворцового комплекса. Здесь были дворцовая больница, пекарня, Арсенал, Государственный монетный двор, часть казначейства, помещались различные служебные павильоны и подсобные помещения.
Этот двор носит название Двора Янычар. Ряды почтенных платанов, растущих здесь, некогда укрывали своей тенью янычар, которые до 1826 года были личной гвардией султана. Это был настоящий сброд, масса людей не турецкого происхождения, но обращенных в ислам.
Им нельзя было жениться и обзаводиться семьями, нельзя было заниматься каким-либо ремеслом или торговлей, единственным делом их жизни была только война и грабежи. Это был спецназ того времени.
Фанатичная и жестокая опора султанского трона. Которая стоила казне немалых денег, а при малейшей задержке выплат это буйное воинство переворачивало свои котлы, символы янычарских благ, по которым оглушительно бухали и грохотали палками, словно по барабанам. И тогда все живое пряталось – так начинались опасные и жуткие янычарские бунты.
Главная достопримечательность этого двора — древнейшая церковь Святой Ирины, единственная в городе, не превращенная в мечеть. В ней великолепная акустика, поэтому здесь иногда проводят концерты.
Рядом находится фонтан. Это фонтан Палача, где безъязыкие исполнители султанской воли отмывали от крови руки и меч после своей страшной работы. А головы казненных выставлялись в ниши главных ворот, там, где сейчас стоят вооруженные полицейские.
За Вратами Приветствия с двумя восьмиугольными башнями, увенчанными коническими крышами, находится Второй двор. Доступ в него во времена империи был строго регламентирован, а сами обитатели дворца выходили из него редко. Дворец жил как автономное образование. Через эти ворота на коне мог проехать только лишь один султан или его мать, все остальные могли идти только пешком. У этих ворот помногу дней ожидали приема иностранные послы… До 18 века послы, даже с верительными грамотами, должны были претерпевать многочисленные мытарства и унижения, добиваясь аудиенции главы государства.
Внутри — огромный парк с кипарисами, платанами, кустами роз. Некогда здесь, по дорожкам, словно в райском саду, разгуливали газели, лани и павлины. От входных ворот разбегаются дорожки к дворцовым кухням, дворцовым конюшням, к Дивану, где решались государственные вопросы, к Гарему и следующим воротам – Вратам Счастья, ведущим в третий двор.
В бывшей дворцовой конюшне – выставка упряжи и экипажей самого султана и Валиде Султан, причем некоторые из карет – дорогие подарки европейских монархов .
Дворцовые кухни тянутся по правой стороне всего двора. Их проектировал знаменитый архитектор Синан. Заслуживают внимания широкие трубы на крыше.Один только взгляд на них дает отчетливое представление о том, какую уйму народа кормили во дворце в прежние времена. Вообще-то на кухнях работало больше 800 человек, целая армия поваров, поварят, кондитеров, которые парили-жарили на 5 тысяч едоков, а в торжественных случаях они могли накормить до десяти тысяч человек.
Сейчас здесь представлены выставки коллекций редкого и драгоценного китайского и японского фарфора, привезенного по легендарному Шелковому Пути. Среди них есть один сервиз, цвета морской волны, который, как уверяют дворцовые летописи, имел необыкновенно полезное свойство менять цвет при контакте с отравленной пищей. А для султанов Османской империи это было просто бесценно, поскольку немало их ушло в лучшие миры от отравления.
Помимо фарфора здесь можно посмотреть на дворцовую коллекцию из керамики, стекла, серебра. Еще там есть любопытная экспозиция разнообразной кухонной утвари: огромные котлы, казаны, поварешки, кастрюли.
Но самое главное на этом дворе – это имперский совет – Диван. В нем четыре раза в неделю встречались, обсуждали дела, принимали важные решения государственные мужи – великий визирь и девять обычных визирей, которые были как бы его замами, с разными обязанностями. В эту элегантно оформленную куполообразную комнату с восхитительными изникскими плитками вызывались ведущие должностные лица османской империи.
В стену, над местом, где сидел Великий визирь, была вделана золоченая решетка, через которую из соседнего помещения, оставаясь невидимым, султан мог слушать все обсуждения. Никто и никогда на собраниях Дивана не мог с уверенностью сказать, есть ли султан за стеной, слушает ли он их. Незримое, но недремлющее око повелителя очень помогало и стимулировало практическую работу подчиненных. Для вящего соблюдения секретности включался фонтан в центре комнаты, и под его журчание обсуждались вещи, которые должны были остаться абсолютной тайной.
Здание Дивана венчает Башня Правосудия, она двухступенчатая и четырехгранная, с конической крышей. Поскольку она возвышается над всем дворцовым комплексом, то с нее осуществлялся визуальный контроль территории, особенно тщательный во время заседаний Дивана. В такие дни во дворе было не протолкнуться от разодетых вельмож и их челяди. Но тишина при этом стояла почти абсолютная. И это просто поражало иностранцев.
Чтобы попасть в третий двор, надо пройти через ворота, носящие замечательное название – Ворота Счастья.
Третий двор называли Эндерун – Внутренний дворец. Он особенно красив, подстриженные газоны, цветы, деревья вдоль аллеи, фонтаны, древние серебристо-серые здания, внутри которых потоки света из окон и витражей падают на изникские плитки, на раздвижные двери с резными деревянными панелями, на мягкие сиденья, создавая ощущение мира и покоя.
Сразу за порогом Ворот Счастья стоит Зал Аудиенций. Султан сидел на своем золотом, украшенным изумрудами троне, и слушал доклады Великого Визиря о работе Дивана. Присутствующие при этом сидели на полу. Здесь же принимались иностранные послы, которых при этом сопровождали два стражника. Каждый из них держал одну руку иностранного гостя для предупреждения возможных недружественных поступков последнего. Маленький фонтан у правой двери обеспечивал приватность беседы.
В центре третьего двора находится библиотека Ахмета III. Ранее здесь хранились более чем 3.500 рукописных книг по теологии и исламскому праву на турецком, арабском и персидском языках. Некоторые были инкрустированы перламутром и слоновой костью.
В здании школы пажей представлена ценная коллекция султанской одежды. В ней около 2,500 предметов: от парадных султанских халатов из драгоценных тканей с самоцветными камнями и мехом до более скромных повседневных: маленький детский кафтанчик султана Селима и отлично сохранившийся кафтан из красного и золотого шелка, принадлежащий Мехмеду Завоевателю, возраст которого более пятисот лет.
Сокровищница содержит огромную коллекцию подлинных уникальных ювелирных изделий. Золото, серебро, рубины, изумруды, нефрит, жемчуг, бриллианты… Блестящие и сверкающие сокровища! Великолепие!
Четвертый двор дворца Топкапы был предназначен исключительно для султана. Скорее это был не двор, а декоративный сад с мраморными террасами и красивыми павильонами. Это было убежище султана, где можно было насладиться уединением, тишиной, покоем, замечательным видом на водную гладь Босфора, полюбоваться проплывающими кораблями, подышать свежим воздухом, ароматом цветов.
А это Мирием-султан во дворце Топкапы 2014 год.
Стамбул — город бродячих кошек! Их, толстозадых и довольных, можно встретить повсюду! Даже в султанском дворце...!
Церковь святой Ирины.
У «ворот приветствия» растет вот такое необычное дерево.
Дворец до сих пор охраняем.
А это славянская Марья-царевна в зале Дивана.
На выходе все желающие могут сфотографироваться в импровизированных костюмах, в окружении паши и султана.
Мы там были не долго. Надо повторить. Чтобы уже основательно все разглядеть